Домашняя
Сочи
Адлер
Туапсе
Геленджик
Анталья
Болгария
Франция
Австралия
Таиланд
Ямайка
Обратная связь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Вильнюс

Вильнюс — столица и крупнейший город Литвы, ее промышленный и культурный центр, расположен у слияния рек Нярис и Вильня. До 1939 года в русском языке использовалась полонизированное название города — Вильно. В городе проживают 592 тысячи человек (2002). Годом основания Вильнюса считается 1323 год, когда князь Гедимин перенес сюда свою столицу из Тракая. Столичный статус город сохранял до 1569 года, когда Литва и Польша объединились в одно государство — Речь Посполитую. В 1387 году при великом князе Ягайле в Вильно было введено самоуправление на основе магдебургского права. Этот шаг содействовал развитию ремесла и усилению торговых связей столицы Литвы с городами Ганзы, Москвой, Смоленском, Гданьском, Познанью. В 15-16 веках город славился высоким уровнем развития науки и культуры. В Вильно жил и работал первопечатник Франциск Скорина. В 1579 году иезуиты основали здесь университет, в котором получили образование многие видные деятели литовской и польской науки и культуры: поэты А. Мицкевич и Ю. Словацкий, историк С. Даукантас. В 1795 году Вильно был присоединен к Российской империи и стал центром Виленской губернии. После провозглашения независимости Литвы в 1918 году Вильнюс был официально провозглашен столицей государства, но вскоре был захвачен Польшей. В 1939 году после оккупации Восточной Польши советскими войсками, Вильнюс был возвращен Литве и стал ее столицей. Застройка Старого города в Вильнюсе – по площади одна из самых больших в Европе, сформировалась в 13-14 веках. В архитектуре города присутствуют различные европейские стили: готика, ренессанс, барокко, классицизм. Одним из самых древних сооружений готической архитектуры в Вильнюсе считают комплекс Верхнего замка, теперь именуемого замком Гедимина. Здесь уже в середине 14 века существовали постройки из камня, а в начале 15 века вершина горы была опоясана каменной стеной с тремя башнями и трехъярусным замком двора. В 1419 г. замок был перестроен после разрушительного пожара. Во время войны 1655-1661 гг. башни и оборонительные стены замка были разрушены, восстановление их началось в 1930 г. Экспозиция музея в замке существует с 1960 г., показывает сложную и богатую историю Литвы. В 1388 г. на территории Нижней крепости был построен небольших размеров собор, предшественник нынешнего здания Картинной галереи, а рядом с ним вскоре появляется церковь св. Анны, от которой сохранился только фундамент.

В Вильнюсе сохранились готические здания 15-16 столетий, да и то впоследствии неоднократно перестраивавшиеся – в их числе костел святого Николая и Францисканского костела ордена францисканцев. В строительстве их зодчие ограничились минимальным использованием готических элементов — стрельчатых окон, портальных арок. Однако с течением времени виленские мастера становились все смелее, все изобретательней использовали готические приемы. Примером тому прекрасные стрельчатые своды Бернардинского костела. Жемчужиной виленской готики можно назвать костел святой Анны, возведенный из красного кирпича во второй половине 16 века. Зодчие использовали для его постройки тридцать три вида кирпича. Согласно легенде, Наполеон был так очарован его изяществом, что хотел перенести его «на своих ладонях» во Францию. Однако оригинальные интерьеры костела были утрачены во время пожаров. С распространением в стране идей Ренессанса и Реформации в виленском зодчестве с середины 16 века укореняется более рациональный и умеренный стиль. Главным образом его насаждали итальянские мастера, работавшие под покровительством королей Сигизмунда Старого и Сигизмунда Августа. Под руководством итальянских зодчих была возведена Нижняя крепость, которая позже была разрушена. В Вильнюсе сохранились некоторые образцы ренессансного зодчества или их остатки.

В 1522 году в Вильно была сооружена новая городская стена с десятью воротами. В современном Вильнюсе сохранились только Медининкские ворота (ворота Аушрос) и часть стен. В верхней части этих ворот для защиты от врагов и благословения путников была устроена часовня. В ней хранится чтимая верующими литовцами чудотворная икона Божьей матери. В 1829 году интерьер часовни был обновлен в неоклассическом стиле. К ренессансному стилю относят церковь святого Михаила, некоторые университетские дворы, несколько жилых домов с высоким аттиком. Здания университета интересны своими замкнутыми дворами, напоминающими атриумы древних римлян. Открытые аркады в условиях климата Литвы не являются практичными, но зато оригинальны и импозантны. Идеи реформации недолго владели умами виленских горожан и ряда литовских вельмож. Вновь обретшая могущество католическая церковь торопилась укрепить свое влияние. В ту пору в Европе уже достиг своего рассвета стиль барокко, сменивший прямые ренессансные линии и спокойные плоскости на волнистую пластику, динамику и нарядность. В Вильно поспешно начинают возводить новые культовые здания, перестраиваются старые. Декоративные фасады, купола, башни, колокольни своими волнистыми линиями, игрой светотени гармонично вписались во всхолмленный рельеф вильнюсских окрестностей, образовали новый силуэт города, создали его своеобразный колорит. В Литве барокко обрело самобытные черты. Недаром Вильнюс называют городом барокко. Одним из первых барочных зданий в Вильно стал костел святого Казимира (покровителя Литвы). Он был построен орденом иезуитов в 1604 году. В период с 1832 по 1915 год это здание использовалось как русский православный храм. Затем, до 1948 года он снова принадлежал иезуитам. Закрытый при советской власти, в 1963 году костел святого Казимира был превращен в музей атеизма и истории религии. В 1991 году вновь возвращен иезуитам. К барочным зданиям относят Доминиканский костел (или костел святого Духа), хотя постройка костела на этом месте была осуществлена еще в 14 веке. В 1501 году по приказу великого князя Александра здание было перестроено и передано ордену доминиканцев. Во второй половине 17 века костел был реконструирован в стиле барокко. Жемчужиной виленского барокко считается костел святых Петра и Павла, построенный во второй половине 17 в. в форме католического креста зодчим Дж. Заором. Костел украшают три башни и базилика и венчает 39-метровый купол. Интерьер был оформлен итальянскими мастерами Петром Перти и Джованни-Марией Галли. С 1953 по 1991 год в костеле хранились мощи святого Казимира.

Деревянный костел святой Катерины был построен в 1622 году. Современный вид он приобрел после реконструкции в 1741-1743 годов, проведенной под руководством архитектора Иоганна Глаубица. Интерьер костела украшают алтари в стиле барокко, полотна художника Симонаса Чехавичуса. После Второй мировой войны постройки костела были отданы под склады и общежитие педагогического института. В 1993 году все сооружения были возвращены церкви. В 1630-1650-х годах были построены костел святой Терезы и часовня Святых ворот. В часовне находится икона Девы Марии – одно из самых значительных произведений живописи Литвы эпохи Ренессанса. Интерьер в стиле рококо был создан во второй половине 18 века. В конце 18 века в Литву пришли идеи классицизма, который отдавал предпочтение прямой линии, плоскости, геометрическим формам и умеренности. Сторонниками классицизма были профессора архитектуры Виленского университета М. Кнафус (1740-1803) и Л. Стуока-Гуцявичюс (1753-1798). Первой ласточкой нового направления в городской архитектуре явилось здание университетской обсерватории, автором которого был М. Кнафус. Л. Стуока-Гуцявичус выстроил здание городской ратуши (сейчас художественный музей Литвы), шестиколонный портик которой отмечен гармоничными пропорциями, сдержанностью линий. В здании ратуши в разное время находились архив, оружейная, палата мер и весов, казначейство, городская тюрьма. Одним из лучших творений Л. Стуоки-Гуцявичюса стал городской кафедральный собор, построенный в самом центре Вильно, на месте старого, разрушенного бурей. Проект нового храма был утвержден в 1786 году. Виленский кафедральный собор отличается портиком из шести колонн, наружными колоннадами вдоль боковых нефов. Под кровлей нового здания зодчий мастерски скомпоновал наиболее ценные капеллы прежнего собора, в том числе барочную капеллу святого Казимира и капеллу князей. В алтаре часовни святого Казимира находится гроб с мощами самого Казимира, в подвалах собора похоронены великие литовские князья Витовт, Свидригайло, Александр, жены короля Сигизмунда II Августа. В соборе хранится урна с сердцем короля Владислава IV Вазы. В 1956 году в соборе была открыта картинная галерея, в 1998 году он был возвращен католической церкви. Кроме архитектурных памятников в городе немало других интересных мест связанных с памятью о выдающихся людях. В местном университете учился великий польский поэт Адам Мицкевич, в Вильно жил польский композитор Станислав Монюшко, родились композитор Цезарь Кюи, художник Марк Антокольский, актер Василий Качалов. В 1800 и 1809-1811 годах генерал-губернатором Литвы был М. И. Кутузов. Живописны и окрестности Вильнюса — Паняряйские горы, предместье Маркучяй с музеем А. С. Пушкина.

 

 


  Айова
  Амстердам

 
Арагон
  Абхазия
  Адыгея
  Абхазия
  Аргентина
  Армения
  Бонн
  Брюссель
  Великобритания
  Вьенна


 

 

  Служба от клопов | корзина с чаем в подарок, in your.